Статья 134 Конституции России

Текст Ст. 134 Конституции РФ в действующей редакции на 2024 год:

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Комментарий к Ст. 134 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья вводит в практический оборот новые для отечественной правовой системы термины, требующие пояснения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Поправки, вносимые в Конституцию, — это дополнения, изменения или изъятия из текста Основного закона отдельных статей (части статьи) тех глав Конституции, которые могут быть подвергнуты изменениям в соответствии со ст. 136 (см. комментарий), существенно не меняющие ее текст. К сожалению, гл. 9 не определяет порядка внесения в Конституцию дополнительных глав, но поскольку она не содержит и прямого запрета подобных действий, включение дополнительных глав, не противоречащих основам конституционного строя, также можно отнести к числу поправок.

Пересмотр положений Конституции — это способ принятия нового Основного закона. Поскольку ст. 135 устанавливает перечень глав Конституции, обладающих повышенной юридической защитой (см. комментарий), внесение в их статьи даже отдельных, технических изменений требует принятия новой Конституции в порядке, установленном названной статьей. Однако сам термин «пересмотр», очевидно, не предполагает принятия текста Основного закона, кардинально отличающегося от действующей Конституции. Таким образом, авторы действующей Конституции впервые попытались установить историческую и юридическую преемственность в конституционном строительстве, ранее отсутствовавшую в нашей стране. Необходимо обратить внимание на различие в терминах, регламентирующих законодательные процедуры в Государственной Думе и в вопросах изменения и пересмотра Конституции. Если ст. 104 содержит императивное (обязательное) веление законодательной инициативы, то в ст. 134 использован осторожный оборот «могут вносить», предполагающий выбор поведения, включая бездействие.

Также комментируемая статья определяет перечень субъектов (инициаторов) законодательной инициативы, обладающих юридическим правом предлагать изменения Конституции. В отличие от перечня субъектов, обладающих законодательной инициативой по отношению к федеральным и федеральным конституционным законам (см. комментарий к ст. 104), этот перечень существенно уже. В него не вошли в индивидуальном порядке члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы (это право принадлежит только коллективу в количестве не менее 1/5 от общего состава каждой из палат) и высшие федеральные суды. Также не обладает правом внесения предложений об изменении Конституции исполняющий обязанности Президента России (см. комментарий к ст. 92).

При этом необходимо отметить, что не только избиратели, но и их представители в лице членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы лишены возможности непосредственно влиять на результаты изменения или пересмотра Конституции. В сумме перечисленные условия образуют дополнительные гарантии обеспечения стабильности основного закона страны.