Текст Ст. 136 Конституции РФ в действующей редакции на 2024 год:
Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 136 Конституции Российской Федерации
Как отмечалось выше, поправки — это дополнения, изменения или изъятия из текста Основного закона отдельных статей (части статьи) тех глав Конституции, которые могут быть подвергнуты изменениям в соответствии с комментируемой статьей. К этому перечню отнесены гл. 3-8, определяющие статус, порядок формирования и работы, компетенцию федеральных органов государственной власти, а также федеративное устройство страны. Очевидно, эта сфера общественной жизни более динамична и потенциально подвержена изменениям, чем регулируемая рассмотренными выше гл. 1, 2 и 9 Конституции. В связи с этим авторы Конституции установили менее сложный порядок изменения этих глав. В соответствии с Конституцией этот порядок включает три этапа. Первый — реализация законодательной инициативы субъектами, перечисленными в ст. 134 (см. комментарий). Эти предложения в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся в Государственную Думу*(713).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Второй этап — рассмотрение предложений в палатах Федерального Собрания. В соответствии с указанным Федеральным законом (ст. 4) и Регламентом Государственной Думы (ст. 139)*(714) предложение о поправках вместе с обоснованием направляется Советом Государственной Думы в Комитеты по государственному строительству и по законодательству для совместного рассмотрения. Принятое по этому вопросу решение направляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой. Рассмотрению в Государственной Думе подлежит проект специального акта, который Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» назван «законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» (ст. 2). Содержание этого проекта также определено названным Законом: текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи), либо предложение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции (ст. 3). Как и любой другой закон, проект рассматривается Думой в трех чтениях, однако, поскольку ст. 136 Конституции определяет, что проект закона о поправке должен быть принят в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, для одобрения его в окончательном виде необходимо, чтобы за него проголосовали не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятия положительного решения проект закона о поправке к Конституции направляется в Совет Федерации.
В верхней палате парламента в соответствии со ст. 131 Регламента Совета Федерации проект поступает в комитет по конституционному законодательству, который обобщает все предложения комитетов и комиссий Совета Федерации и принимает одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить проект закона или отклонить его*(715). Проект закона о поправках вместе с обоснованием и рекомендацией названного комитета поступает для обсуждения в Совет Федерации. С появлением в нашей стране такого негосударственного органа, как Общественная палата Российской Федерации*(716), подготовленное ею заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению на заседании Совета Федерации*(717). После обсуждения проект закона принимается квалифицированным большинством голосов — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения верхней палатой парламента проекта закона она совместно с Государственной Думой может создать согласительную комиссию.
Третий этап — контрасигнатура (от лат. contra — против; signare — подписывать); в данном контексте — одобрение решения вышестоящего органа государственной власти субъектами Российской Федерации. Не позднее пяти дней с момента принятия закона Советом Федерации его Председатель направляет закон о поправке к Конституции в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения (ст. 135 Регламента СФ). Одобрение субъектами Федерации изменений Конституции России необходимо с целью оградить их население от возможного ущемления его прав, свобод и законных интересов. В данном случае контрасигнатура региональных парламентов заменяет собой более дорогостоящую процедуру общероссийского референдума. При этом на рассмотрение вопроса законодательным органам субъектов Федерации Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» отводит не более одного года со дня принятия закона Советом Федерации (ст. 9), а ст. 136 Конституции определяет число субъектов Федерации, необходимое для одобрения проекта, — не менее 2/3 (59).
Далее следует факультативный этап, служащий дополнительной гарантией справедливости, законности и объективности конституционных перемен: обращение в Верховный Суд Российской Федерации, правом на которое, согласно ст. 11 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», в течение 7 дней с момента принятия закона Советом Федерации обладает Президент Российской Федерации и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение Суд принимает в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством, и в случае удовлетворения иска требует повторного рассмотрения Советом Федерации.
Как и любой другой закон, закон о поправке к Конституции подписывается Президентом России в семидневный срок и подлежит официальному опубликованию. Как и в отношении любого другого закона, принятого в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, Президент не имеет права вето на данный Закон.
В различных странах приняты разные способы кодификации текста измененной конституции. В России, как следует из текста Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», принятые поправки инкорпорируются (от лат. incorporare), т.е. включаются в основной текст Конституции, с указанием даты вступления в силу. Номера исключенных из текста статей сохраняются, общая нумерация статей и глав не меняется.