Статья 128 Конституции России

Текст Ст. 128 Конституции РФ в действующей редакции на 2024 год:

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Комментарий к Ст. 128 Конституции Российской Федерации

1. Механизм реализации комментируемой конституционной нормы подробно описан в гл. 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, принятого постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ*(692).

Согласно ст. 172 этого документа, в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (см. комментарий к ст. 102 Конституции РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. Судьи иных федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». В частности, судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, а судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только на квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, а при необходимости вызывается на такое заседание (см. Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утв. распоряжением Президента от 25 июля 1994 г.).

Данная комиссия возглавляется Министром юстиции Российской Федерации. В ее состав входят председатель Совета по судебной реформе при Президенте РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Совета судей Российской Федерации, начальник Главного государственно-правового управления Президента РФ и ряд иных государственных деятелей. Основной задачей комиссии является рассмотрение внесенных в установленном порядке материалов по кандидатурам на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных судов. Комиссия выносит заключение о рекомендации Президенту РФ представить в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания для назначения на должности судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а по кандидатурам судей других федеральных судов назначить судей либо отказать им в этом.

С учетом требований ст. 72 Конституции РФ при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается мнение руководителей субъектов РФ. При обсуждении комиссией альтернативных кандидатов на должности председателей или заместителей председателей краевых и областных судов, по которым заключение дается Высшей квалификационной коллегией судей (п. 1 ст. 13 Положения «О квалификационных коллегиях судей»), в обязательном порядке выслушивается сообщение председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ о ходе обсуждения указанных кандидатур на коллегии.

3. В части 3 комментируемой статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов России, а именно на федеральный конституционный закон. Это не означает, что все эти вопросы применительно к различным ветвям судебной власти должны решаться единым законом. Законодательная практика пошла по иному пути. Система судов в России в соответствии со ст. 118 Конституции РФ будет определяться федеральным конституционным законом о судебной системе. Образование, структура, основы организации деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Систему арбитражных судов, их структуру, организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ устанавливает Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Создание условий для полного правового обеспечения полномочий, порядка формирования и организации деятельности, в том числе конкретизации подсудности и подведомственности и иных функций организационного характера, возлагаемых на Верховный Суд РФ и выходящих за пределы сферы правосудия, требует принятия федерального конституционного закона о Верховном Суде РФ.

Определение перечня, статуса, соподчиненности указанных в ст. 128 Конституции РФ «иных федеральных судов» вызывает необходимость принятия отдельного федерального закона о содержании полномочий, порядке формирования судов, в частности о процедуре назначения судей федеральных судов Президентом РФ, о структуре и организации деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Несомненно, системе, устройству и взаимосвязям военных судов должен быть посвящен отдельный федеральный закон.