Статья 97 Конституции России

Текст Ст. 97 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Ст. 97 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья называет три условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы получить возможность осуществить свое право быть избранным депутатом Государственной Думы.

Депутатом может быть избран только гражданин Российской Федерации.

Гражданин РФ — это лицо, имеющее доказательство устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (гражданство). Устойчивая связь лица и государства означает, что оно существует постоянно, правовая связь свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией РФ и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является. Если человек является иностранцем или лицом без гражданства, то он пользуется почти всеми правами и свободами, исполняет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением тех, которые закреплены только за гражданами Российской Федерации: права создавать политические партии, избирать и быть избранным в органы государственной власти, состоять на государственной службе и т.д.

Ограничения в политической сфере не случайны. Дело в том, что, используя политические права, человек может непосредственно и наиболее эффективно воздействовать на политику государства, например, направлять ее в нужное иностранному государству русло. Нет сомнения в том, что предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства права участвовать в управлении государством, формировать органы, определяющие государственную политику, или быть избранными в органы государственной власти, недопустимо.

Для реализации пассивного избирательного права (права быть избранным) в мировой практике, как правило, требуется преодоление повышенного по сравнению с совершеннолетием*(491) возрастного порога. Например, возраст для депутата нижней палаты парламента Республики Беларусь составляет 21 год*(492), Франции — 23 года*(493), депутата Меджлиса, халк векиллери Туркменистана — 25 лет*(494).

В Российской Федерации такой возраст установлен в 21 год. Данный возрастной ценз подтверждается не только мировым, но и отечественным опытом. В течение длительного времени действовал возрастной ценз: 21-23 года. В декабре 1919 г. возрастной ценз избирателей был установлен в 21 год. После Великой Отечественной войны он был повышен до 23 лет в Верховный Совет СССР*(495) и до 21 года в Верховный Совет РСФСР*(496). В 1977 г. возраст избрания депутатов в Верховный Совет СССР был снижен с 23 лет до 21 года*(497). Таким образом, с 1958 г. в РСФСР и с 1977 г. в СССР для пассивного избирательного права установлен возраст в 21 год.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Названный возрастной ценз определяется прежде всего психологическими и социальными показателями. Например, международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет). В эти периоды завершается половое развитие до наступления половой зрелости, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, происходит переход к социально-экономической независимости от взрослых*(498).

В словаре В. Даля сказано, что лицо, не достигшее 21 года, считается несовершеннолетним*(499). В США совершеннолетие наступает также в 21 год. Именно с этим возрастом для лиц любого пола связано наступление всех показателей зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая физическим состоянием, психическая, говорящая об умении разумно руководить своими действиями и поступками, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная зрелость, позволяющая принимать самостоятельное участие в жизни общества.

К 21 году граждане заканчивают высшие образовательные учреждения. Это — немаловажный фактор при установлении нижней возрастной границы для возможности реализации права быть избранным, ведь высшее образование является завершающим штрихом формирования развитой и полноценной личности, имеющей собственные политические взгляды и способной принимать взвешенные решения.

В настоящее время высказываются предложения о сокращении возрастного ценза для депутатов Государственной Думы с 21 года до 18 лет.

Так, депутат Калининградской областной Думы В. Ежиков предложил уменьшить возраст пассивного избирательного права. По словам депутата, «омоложение российской законодательной политики, пошло бы только на пользу обществу и государственной власти. С 18 лет гражданин РФ в состоянии служить в армии и на флоте, создавать семью, избирать Президента России и депутатов Государственной Думы»*(500). Разработанный депутатом проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был единогласно одобрен комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению*(501).

Тем не менее с предложенным проектом не следует соглашаться, так как установление возрастного ценза именно с 21 года, при реализации гражданином пассивного избирательного права, обусловлено сложным и трудоемким характером деятельности депутата Государственной Думы. Человек в 18 лет, как было сказано ранее, находится на этапе социального и психического созревания, не имеет в большинстве случаев жизненного опыта, не успел получить высшего образования и вряд ли способен осуществлять представительскую демократическую функцию, не говоря уже о законотворческой.

Что касается установления более высокого возраста для избрания гражданина Российской Федерации в Государственную Думу, то необходимо помнить, что в Государственной Думе должно быть обеспечено широкое представительство различных социальных групп населения. Завышение возрастного ценза необоснованно сужает избирательский корпус.

Гражданин Российской Федерации должен иметь право участвовать в выборах, т.е. обладать активным избирательным правом.

В соответствии Конституцией РФ «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 32).

2. Конституцией установлено правило несовместимости депутатского мандата Государственной Думы с депутатскими мандатами всех иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это правило направлено на обеспечение беспристрастности и независимости депутатов Государственной Думы при осуществлении ими функции народного представительства. Кроме того, это связано с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении в первую очередь своих весьма важных для жизни общества и государства обязанностей. Требование несовместимости должностей вытекает и из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц. Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть прежде всего от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа*(502).

3. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты*(503).

Для депутатов Государственной Думы действует правило несовместимости нахождения на государственной службе Российской Федерации — государственной гражданской, военной, правоохранительной службе. Лица, занимавшие на ней любые посты, приостанавливают на весь срок действие депутатского мандата. По истечении срока депутатских полномочий депутатам, оставившим государственную службу, гарантируется возвращение на нее в соответствующих должности и звании. Так, например, согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы».

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности и в выслугу лет. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Помимо работы депутат обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за политической, экономической и социальной ситуацией в стране и за рубежом, за внешнеполитической обстановкой. В таких условиях любая работа на стороне неизбежно и постоянно ставила бы депутата перед дилеммой выбора между личными делами и государственными, и нельзя дать никаких гарантий, что народный избранник в достаточном процентном отношении предпочел бы последнее.

Тем не менее периодически находятся те, кто не согласен с установленной законодательством запретом совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью (за названными выше исключениями). Так, депутат Государственной Думы В.О. Семенов в 2001 г. внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона N 160594-3 «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по вопросу предоставления возможности члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы заниматься предпринимательской деятельностью*(504).

Автор мотивировал свое предложение тем, что предпринимательская деятельность не оплачивается, может принести как прибыль, так и убытки, и в силу этого не может быть признана ограничением деятельности парламентариев по смыслу комментируемой статьи *(505).

В части 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации говорится о недопустимости занятия депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Предпринимательская деятельность не является оплачиваемой. Легальная дефиниция понятия «предпринимательская деятельность» содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». По смыслу трудового законодательства оплачиваемой деятельностью является деятельность работника, действующего на основании трудового договора. Очевидно, что предпринимательская деятельность не является оплачиваемой и в соответствии с трудовым законодательством*(506).

Доводы автора проекта о том, что предпринимательская деятельность не может считаться оплачиваемой ввиду того, что предприниматель не получает за нее заработную плату, на наш взгляд, несостоятельны. Оплата деятельности депутата, занимающегося предпринимательской деятельностью, может выражаться не только в заработной плате, выплате жалования или гонорара, но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад или повышенный процент дивиденда на акции*(507).

Получение доходов от предпринимательской деятельности может привести к отстаиванию депутатом в Государственной Думе частных интересов, что нанесет ущерб государственным интересам, а это недопустимо.