Статья 80 Конституции России

Текст Ст. 80 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Комментарий к Ст. 80 Конституции Российской Федерации

1. В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен законами РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991 г.*(406) В целях конституционного закрепления решения референдума Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) РСФСР 1978 г.*(407)

С принятием Конституции РФ 1993 г. концепция президентской власти претерпела существенные изменения.

Если в соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, то по ныне действующей Конституции, согласно ст. 80, Президент Российской Федерации является главой государства. Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, как бы стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти (ст. 92).

Это вызвано объективной необходимостью наделения Президента полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей. Направляя работу всех федеральных государственных органов, выполняя активные координирующие функции, Президент действует в качестве главы государства.

2. Конституция содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции. Президент наделен неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации в законах конституционных положений, приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией. Президент вправе использовать право вето на стадии подписания федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции), в том числе как гарантию обеспечения их конституционности.

Как глава государства, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Положения об обязанности Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82 Конституции). В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В этой сфере Конституция отводит Президенту особую роль.

Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ст. 90 (ч. 3), согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности связана с деятельностью всех ветвей власти. Однако Президент наделяется Конституцией в этой сфере особыми полномочиями. В частности, он принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях. Данные обязанности Президента РФ обусловлены также ст. 71 (п. «м»), 82 (ч. 1), 87 (ч. 1 и 2) Конституции. В связи с реализацией конституционных полномочий Президента по охране суверенитета Российской Федерации следует отметить указы, утвердившие Концепцию национальной безопасности*(408) и Военную доктрину Российской Федерации*(409).

Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3),8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б») Конституции и является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод.

Институт представителей Президента имеет широкое распространение в России. Существуют постоянные и временные представители Президента.

3. Действующая Конституция впервые наделяет Президента РФ правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства. В предыдущей Конституции страны определение всей внутренней и внешней политики РСФСР, не только ее основ, находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР.

В части 3 ст. 80 не указано, в какой форме Президент определяет основные направления политики. Однако, п. «е» ст. 84 Конституции закрепляет полномочие Президента представлять Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Поскольку упомянутая конституционная формулировка не носит закрытого характера, на практике основные направления политики определяются Президентом в разнообразных формах. Помимо ставших уже традиционными ежегодных посланий Президента*(410), содержащих оценку положения дел и задачи государства на будущее, упомянутую роль играют и бюджетные послания Президента страны*(411).

Президент, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны, может донести их до сведения и в своих публичных выступлениях, и в тематических концептуальных документах, примером которых может служить Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, направленное 13 июня 1996 г.

Федеральное Собрание также участвует в осуществлении политики государства путем принятия федеральных законов, постановлений палат, заявлений, деклараций. Таким образом, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи президент как глава государства осуществляет представительство РФ в двух аспектах — внутри страны и в международных отношениях.

Внутренний аспект представительства государства в лице Президента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредственно исходящих от государства. Проявление представительства внутри страны происходит при решении вопросов, связанных с принятием в гражданство и с прекращением гражданства, учреждением государственных наград и почетных званий, предоставлением политического убежища, в отношениях с субъектами РФ и с различными структурами гражданского общества. Впервые в России введено понятие Почетной грамоты и благодарности Президента Российской Федерации*(412).

При Президенте действуют общественные советы, комиссии, структуры, например Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции*(413), Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления*(414); Президент оказывает поддержку общественным объединениям.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (далее — Совет) является совещательным органом, созданным в целях совершенствования государственной политики в области местного самоуправления.

Основными задачами Совета являются:

а) подготовка предложений об осуществлении государственной поли тики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации;

б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

Совет формируется в составе председателя Совета, его заместителя, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

Состав Совета утверждается Президентом Российской Федерации, при этом должностные лица местного самоуправления включаются в него сроком на один год. По решению Президента Российской Федерации указанный срок может быть продлен либо в состав Совета включаются иные должностные лица местного самоуправления.