Статья 127 Конституции России

Текст Ст. 127 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)*(28).

Комментарий к Ст. 127 Конституции Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет правосудие как специальный орган государства и от имени государства путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Данная деятельность осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ в установленной законом процессуальной форме. Еще одна важная сторона статуса Высшего Арбитражного Суда РФ как составной части судебной системы РФ — специфические черты, характерные только для его деятельности и отличающие его от всех остальных российских судебных органов.

Правовая природа Высшего Арбитражного Суда РФ состоит, с одной стороны, в том, что в рамках существующей судебной системы он возглавляет относительно обособленную систему арбитражных судов и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. С другой стороны, Высший Арбитражный Суд РФ сам входит в систему высших судов как высший судебный государственный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Основные положения, касающиеся организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, содержатся в правовых актах самого высокого уровня:

Конституции РФ,

Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*(685);

Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(686);

Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»*(687);

Регламенте арбитражных судов, утвержденном постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7.

Но, рассматривая арбитражные суды в целом, нельзя забывать о другой стороне законодательного регулирования. Огромный пласт судебных действий, организационных институтов, которые входят в сферу судебной деятельности и играют значительную роль в отправлении правосудия, регулируется подзаконными актами правового характера: различными инструкциями, положениями, постановлениями, приказами (например, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утв. приказом ВАС РФ от 26 марта 1996 г. N 7; письмом ВАС РФ от 20 сентября 1994 г. N СЗ-7/ОП-662 «О проверке налоговыми органами правильности действий арбитражных судов по взиманию государственной пошлины»; распоряжением ВАС РФ от 14 июля 1995 г. N 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов»; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 11 «Об организации работы по рассмотрению заявлений о принесении протестов в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации»; приказом по Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации от 4 июля 1995 г. N 12 «О распределении обязанностей между руководителями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; Приложением N 1 к приказу Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 сентября 1998 г. N 36 «Положение о Координационном Совете по повышению квалификации кадров арбитражных судов»)*(688).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

4) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ*(689). В заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а также по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица. В целях обеспечения условий для реализации полномочий судей Высшего Арбитражного Суда РФ по осуществлению правосудия, активизации их участия в осуществлении судебного надзора ВАС РФ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ своим Постановлением от 20 июля 1998 г. N 11*(690) внес в Регламент арбитражных судов изменения и дополнения, расширяющие полномочия Пленума по формированию Президиума ВАС РФ. В статье 18 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определен порядок формирования и работы судебных коллегий в Высшем Арбитражном Суде РФ.

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматривает в первой инстанции экономические споры между Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами; рассматривает заявления о принесении протестов на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу, и готовит соответствующие предложения Председателю ВАС РФ и его заместителям; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые Судебной коллегией и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику с учетом специализации судебных составов. Коллегия осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предупреждает правонарушения в данной сфере*(691).

Арбитражный суд — единственный в России государственный орган, который в соответствии с законом имеет право рассматривать и разрешать экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда. Арбитражные суды — особая ветвь (подсистема) российской судебной системы и, в силу подведомственности дел, непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы — общими и военными судами и Конституционным Судом РФ.

Сегодня Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды разрешают экономические споры между различными предприятиями — государственными, частными, акционерными обществами, объединениями и товариществами, а также российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, занимающимися предпринимательской деятельностью. В арбитражных судах рассматриваются споры, связанные с обжалованием предприятиями и предпринимателями актов государственных органов, которые, по мнению истцов, не соответствуют закону и нарушают их права и интересы.