Статья 115 Конституции России

Текст Ст. 115 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 115 Конституции Российской Федерации

Часть 1 ст. 115 определяет, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, акты, регулирующие оперативные и другие текущие вопросы, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается самим Правительством на основе действующего законодательства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации*(636). Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Постановления и распоряжения Правительства подписываются его Председателем.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Согласно Указу Президента от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»*(637), акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства РФ, по поручениям Председателя Правительства РФ и его заместителей, разрабатываются с участием Минюста России.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, требующих решения Правительства, вносятся в Правительство после проведения необходимой экспертизы с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений. Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, а при необходимости — с государственными и другими организациями. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд*(638). Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Часть 2 ст. 115 устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Данное конституционное установление — прямое следствие того, что Правительство, во-первых, является конституционным субъектом исполнительной власти Российской Федерации, а во-вторых, это предопределено единством системы исполнительной власти в Российской Федерации в рамках ее исключительного ведения, а также совместного ведения Федерации и ее субъектов. Соответственно этому Правительство обеспечивает контроль и организацию исполнения нормативных правовых актов, а также следит за тем, чтобы акты субъектов Федерации не вступали в противоречие с актами самого Правительства, принятыми в рамках его компетенции. Правительство исполняет данные функции и в отношении актов Президента Российской Федерации, направленных на руководство подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти в порядке координации их деятельности.

Специально следует заметить, что требование Конституции в силу ее статуса распространяются на предметы ведения и полномочия субъектов Федерации, подпадающие под ст. 73 Конституции Российской Федерации. Исходя из текста Конституции, следует понимать это так, что в любом случае акты Правительства должны быть исполнены, а оспариваться они могут лишь после того, как будут исполнены.

Часть 3 ст. 115 определяет возможность отмены постановлений и распоряжений Правительства Президентом Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации. Вопрос об оспаривании подобных решений Президента в Конституции не решен и в современной практике еще не встречался. Хотя по общему правилу конечной правовой инстанцией в Российской Федерации является суд. Пока же на деле Президент осуществляет контроль над актами Правительства директивно, без каких-либо ограничений или наличия сдержек и противовесов. Фактически он выступает в данном случае как руководитель Правительства Российской Федерации.