Статья 112 Конституции России

Текст Ст. 112 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Комментарий к Ст. 112 Конституции Российской Федерации

Статья 112 Конституции посвящена формированию структуры федеральных органов исполнительной власти и замещению должностей заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

В части 1 ст. 112 определено, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Постановлением Конституционного Суда от 27 января 1999 г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» (п. 2)*(619) определено, что, являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти образуют определенную систему, имеющую собственную структуру.

При этом на конституционном уровне, с чем согласен и Конституционный Суд, не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. Конституция Российской Федерации применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства Российской Федерации, осуществляющего, согласно ее ст. 110, исполнительную власть Российской Федерации, устанавливает состав Правительства Российской Федерации, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78).

Но в том, что касается самого Правительства, определение его состава является прерогативой самой Конституции. Состав Правительства не может быть изменен или дополнен никакими другими нормативными правовыми актами.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти построена по пирамидальному принципу. Основу структуры составляют министерства, в состав которых могут входить федеральные службы и агенства. В то же время последние могут существовать и вне министерств.

Еще одна важная особенность — разделение федеральных органов исполнительной власти на две достаточно самостоятельные подсистемы. Одна из них напрямую подчинена Правительству, а другая — Президенту Российской Федерации. Последнее требует специального пояснения. Такая практика существует давно, что прямо отражалось в указах о структуре федеральных органов исполнительной власти. Однако, как правило, не акцентируется возникающее при этом несоответствие Конституции, состоящее в том, что Президент, напрямую руководя федеральными органами исполнительной власти, по существу, становится еще одним субъектом исполнительной власти в стране, выступающим порой наряду с руководителем Правительства, а чаще всего как руководитель Правительства.

Даже в части, не относящейся к руководству подчиненными ему органами, Президент регулярно дает поручения не только Правительству в целом, но и его отдельным членам, т.е. действует «через голову» Председателя Правительства. Очевидно, что данная ситуация находится в противоречии с ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации. Ведь если часть полномочий исполнительной власти, которая, согласно Конституции, полностью принадлежит Правительству, переходит к Президенту, то это может быть осуществлено только в порядке их делегирования властным актом Правительства. Но в таком случае будет нарушен статус Президента как высшего должностного лица Российской Федерации, который к тому же наделен правом председательствовать на заседаниях Правительства.

Не ставя под сомнение целесообразность сложившейся практики прямого управления Президентом рядом федеральных органов исполнительной власти, все же отметим, что конституционных оснований для нее не существует, что само собой порождает проблему конституционных поправок и изменений. В частности, можно было бы прямо закрепить в Конституции те сферы исполнительной власти, главенствующую роль в которых должен осуществлять гарант Конституции — Президент Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»*(620) в состав федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, а также федеральных служб и агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, входят:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации: (Федеральная миграционная служба).

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации.

4. Министерство обороны Российской Федерации:

а) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

б) Федеральная служба по оборонному заказу;

в) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

г) Федеральное агентство специального строительства.

5. Министерство юстиции Российской Федерации:

а) Федеральная служба исполнения наказаний;

б) Федеральная регистрационная служба;

в) Федеральная служба судебных приставов.

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).

9. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).

11. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

Часть 2 ст. 112 устанавливает, что предложения о назначении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров вносятся Председателем Правительства Президенту, который и совершает акт назначения. Причем никакими сроками Конституция этот акт не ограничивает.

Занятие должностей в Правительстве Российской Федерации сопряжено с рядом ограничений и требований. Члены Правительства при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля, следующего за отчетным финансовым годом, обязаны представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту России и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы*(621).

Еще одна особенность служебного статуса членов Правительства Российской Федерации обусловлена ограничениями, связанными с пребыванием в составе Правительства. Эти ограничения установлены ст. 11 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Согласно ей, члены Правительства не вправе:

быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;

занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и др.

Члены Правительства Российской Федерации обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, определенном федеральным законом. К сожалению, данный закон пока не принят, что открывает потенциальную возможность для лоббирования интересов коммерческих структур, акциями которых владеют во время исполнения своих полномочий члены Правительства.

Кстати говоря, наличие здесь отсылочной нормы к специальному федеральному закону также вызывает некоторые сомнения, поскольку его нормы должны регулировать отдельные элементы порядка деятельности Правительства, а этот порядок, согласно Конституции, должен быть урегулирован именно в Федеральном конституционном законе о Правительстве. Наличие же в нем отсылочных норм по предмету регулирования вряд ли можно признать правомерным. Например, в данном случае федеральный закон о передаче в доверительное управление государству долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций, принадлежащих членам Правительства, не принимается уже свыше девяти лет после принятия Федерального конституционного закона.

Есть смысл обратить внимание на неопределенность, связанную с формированием Правительства. Конституция устанавливает, что Президент должен утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти и назначать членов Правительства лишь по предложениям его Председателя. Самостоятельная же инициатива Президента в этих вопросах Конституцией не предусмотрена.

В таком случае закономерен вопрос о действиях Президента при неисполнении Председателем Правительства его конституционных обязанностей по формированию самого Правительства и определению структуры федеральных органов исполнительной власти. Или, скажем, как должен действовать Президент, если его не устраивают кандидатуры, раз от разу предлагаемые Председателем Правительства? Чем вообще ограничена эта процедура? Что будет, если Председатель Правительства вообще сколь угодно длительное время не предложит кандидатуры в состав Правительства? Ведь Конституция не связывает его в этом вопросе никакими сроками. Поэтому, затягивая представления на должности членов Правительства, его Председатель никоим образом не нарушает Конституцию, а значит, и привлечение его к ответственности за такое поведение весьма проблематично.