Статья 108 Конституции России

Текст Ст. 108 Конституции РФ в действующей редакции на 2023 год:

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Комментарий к Ст. 108 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемой статьей на парламент возложена обязанность принимать федеральные конституционные законы, которые в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации занимают следующее место после Конституции РФ и стоят перед обычными федеральными законами.

Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию РФ, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, устанавливают пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Иначе говоря, федеральные конституционные законы являются органическими законами, дополняющими и развивающими Конституцию Российской Федерации*(605).

Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по предметам ведения Российской Федерации, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Кроме этого, в Конституции РФ указываются в отдельных статьях конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56);

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65);

статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70);

Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «в» ст. 84);

режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 87);

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение (ст. 88);

к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103);

порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114);

судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118);

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128);

если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (ч. 2 ст. 135);

изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137).

В настоящее время принято 13 федеральных конституционных законов:

от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;

от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;

от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»;

от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»;

от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет свои особенности, обусловленные чрезвычайной важностью таких законов. Это федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о референдуме РФ, о чрезвычайном положении, о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.

Именно поэтому Конституцией РФ закреплен особый порядок и процедура принятия таких законов, предусматривающие объединение и согласие по рассматриваемому закону всех политических сил.

Федеральный конституционный закон рассматривается во всем мире как особая категория правовых актов и, являясь основой для регулирования глобальных вопросов жизненной важности, должен быть принят большинством субъектов интересов Федерации.

Главной особенностью рассмотрения федеральных конституционных законов является то, что Конституция РФ не содержит никаких ограничений (как, например, содержащиеся в ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ условия для принятия обычных законов) для их рассмотрения и принятия, за исключением требования квалифицированного большинства голосов. Так, федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 членов от общего числа членов Совета Федерации (не менее 134 голоса) и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы (не менее 300 голосов). При выполнении этого условия закон считается принятым парламентом и отправляется на подписание и обнародование Президенту РФ.

Исходя из текста комментируемой части, можно заключить, что в отношении принятия федеральных конституционных законов палаты Федерального Собрания полностью равноправны, но, хотя об этом и не сказано в Конституции РФ напрямую, обычный порядок прохождения закона по палатам все же соблюдается. Так, Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П по делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ указывает, что федеральные конституционные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно и в обычном порядке (сначала происходит рассмотрение Госдумой и только затем — Советом Федерации)*(606).

Однако, надо отметить, и в такой важной сфере, как принятие федеральных конституционных законов, не обходится без организационных проблем. Так, регламенты палат не учитывают особенностей прохождения федеральных конституционных законов, и в основном они рассматриваются по процедурам, которые установлены для обычных федеральных законов.

Другой особенностью статуса федеральных конституционных законов является то, что Президент РФ не вправе вернуть их в палаты Федерального Собрания РФ для доработки либо отклонить (использовать право «вето»). Конституция РФ обязывает его подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней вне зависимости от того, имеются у него возражения по принятому Федеральным Собранием закону или нет. При этом обнародование федерального конституционного закона осуществляется путем его опубликования (см. комментарий к ч. 2 ст. 107 Конституции РФ) в тех же официальных изданиях, где публикуются обычные федеральные законы, т.е. в «Парламентской газете», в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».