Статья 105 Конституции России

Текст Ст. 105 Конституции РФ в действующей редакции на 2017 год:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Комментарий к Ст. 105 Конституции Российской Федерации

1. Рассмотрение законопроектов Госдумой осуществляется в трех чтениях*(571). Чтения в Государственной Думе представляют собой организационно-правовую форму обсуждения в ней законопроектов и являются стадиями юридического процесса легитимизации законопроекта.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).

В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения — не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т.е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Госдумы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта — это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок.

Если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

В настоящее время сложилась практика так называемого нулевого чтения, которая в последнее время стала довольно распространенной.

Фактически «нулевое чтение» означает предварительные консультации Правительства РФ с депутатами до официального внесения им того или иного законопроекта. В «нулевом чтении» Правительство и парламент согласовывают позиции по вопросам законопроекта, договариваются и преодолевают разногласия с той целью, чтобы при официальном рассмотрении законопроект гарантированно имел бы большинство голосов и был принят без задержек.

Практика «нулевого чтения» достаточно эффективна с точки зрения повышения скорости законодательного процесса, но такая форма взаимодействия парламента с Правительством не предусмотрена Конституцией РФ и текущим законодательством и, по сути, является нерегламентной процедурой. Она исключает публичность дискуссии по законопроектам, которая свойственна официальным пленарным заседаниям, а это как минимум нарушение права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов, что прямо гарантировано ст. 29 Конституции РФ.

Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, высказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

Вместе с тем нередки случаи, когда депутаты устраняются от консультаций с Правительством РФ, а значит, и от участия в законодательном процессе, что не согласуется с принципами нормального функционирования парламента как законодательного органа. В этой связи, думается, взаимоотношения властей по вопросам принятия законов должно проходить только в рамках процедур, предусмотренных действующим законодательством.

2. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями Госдумы (см. комментарий к ч. 3 ст. 102 и к ч. 3 ст. 103 Конституции РФ).

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, о статусе и защите государственной границы РФ, войне и мире (см. комментарий к ст. 106 Конституции РФ).

Поступивший из Госдумы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации*(572). С момента регистрации начинает истекать 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Госдумы федеральный закон.

После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Госдумой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов, комиссий Совета Федерации определяет комитет (комиссию) палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона (далее — Комитет (комиссия), и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот Комитет (комиссию), а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключения. Такое заключение составляется, как правило, в течение не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Госдумой федерального закона.

Комитет (комиссия) предварительно рассматривает принятый Госдумой федеральный закон и принимает по нему заключение. Предварительное рассмотрение Комитетом (комиссией) принятого Госдумой федерального закона проходит открыто. Комитет (комиссия) может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов Комитета (комиссии).

В заключении должно быть указано, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации. При рассмотрении федеральных законов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в заключении должна быть указана обобщенная позиция по рассматриваемому федеральному закону органов государственной власти субъектов РФ, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации.

Рассмотрение принятого Госдумой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения Комитета (комиссии) и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом (комиссией). После оглашения данного заключения слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента РФ или официальному представителю Правительства РФ.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

одобрить принятый Госдумой федеральный закон;

отклонить принятый Госдумой федеральный закон.

Такие решения принимаются для того, чтобы не допустить направления Президенту РФ для промульгации некачественных федеральных законов. Так, в 2005 г. Совет Федерации отклонил шесть федеральных законов. Однако не всегда Совету Федерации удается отклонить некачественные федеральные законы. В 2005 г. Президент РФ отклонил три федеральных закона, одобренных Советом Федерации*(573). Следует также отметить, что Государственная Дума не проявляет должной активности при подготовке к рассмотрению отклоненных законов. Так, в 2005 г. ею был рассмотрен один закон, который был отклонен Советом Федерации в 1996 г., по одному отклоненному Советом Федерации закону — в 1998, 2000 и 2005 гг. Помимо этого, в 2000 г. Государственная Дума рассмотрела пять законов, отклоненных Президентом РФ в 1999-2000 гг.*(574).

4. Одобрение федерального закона Советом Федерации может быть осуществлено как в активной форме, когда за федеральный закон голосует более половины от общего числа членов этой палаты, так и в пассивной форме, когда в 14-дневный срок закон не рассматривается*(575).

Таким образом, Совет Федерации принимает собственное решение о том, какие из принятых Госдумой законов подлежат рассмотрению на его заседании. Исключение из этого общего правила установлено ст. 106 Конституции РФ.

Смысл установления срока в 14 дней заключается в том, чтобы обязать Совет Федерации оперативно реагировать на принятые Госдумой законы, не допустить необоснованного затягивания их рассмотрения. Законодатель исходил из того, что 14 дней — достаточный срок для изучения Советом Федерации любого закона, принятого Госдумой*(576).

Совет Федерации может и отклонить федеральный закон, принятый Госдумой. Такая ситуация может возникнуть в случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Госдумы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства РФ, заключения Комитета (комиссии), заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации. Палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации.

Решение об отклонении принятого Госдумой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

При отклонении решения Советом Федерации обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между Советом Федерации и Госдумой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих разделов, глав, статей, а также частей, пунктов статей и других структурных единиц рассматриваемого федерального закона.

Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования депутаций от Совета Федерации и от Госдумы. Депутация от Совета Федерации в согласительной комиссии принимает решения открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов депутации. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Принятое решение оформляется постановлением Совета Федерации, которое в пятидневный срок со дня его принятия направляется в Государственную Думу на вторичное рассмотрение.

Закон считается принятым повторно с учетом предложений согласительной комиссии, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Госдумы.

Однако Государственная Дума может не согласиться с предложениями согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона (см. комментарий к ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).

5. В части 5 комментируемой статьи закреплена возможность Государственной Думы преодолеть возражения Совета Федерации против принятого ею федерального закона, если предусмотренная предыдущей частью согласительная процедура не достигла успеха.

В этом случае федеральный закон ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В результате федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Этот способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Госдумой, позволяет ей реализовать свою позицию. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента РФ, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Госдума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.